Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Танцы Рюкю / Ruykyu dance / 琉球舞踊

Музыка, песни и музыкальные инструменты островов Рюкю

Музыканты, играющие классическую музыку онгаку при королевском дворе Рюкю (琉球宫廷音乐). Видны дама, играющая на сансине, двойной и одинарный гонги, две флейтистки и музыкант с рожком.
 

Процессия родзигаку в честь прибытия китайской делегации, саппоси (Sapposhi) - музыканты в нижнем правом углу.
Роспись на свитке, фото: Okinawa Prefectural Museum, Melfirst Ltd
 

Omoro-soushi

"Оморососи" (Omoro-soushi, おもろそうし, или 仲吉本) самый ранний сборник рюкюских песен-баллад Умуи под сансин.

ryūkyū koten ongaku

Современный оркестр, исполняющий классическую музыку рюкю котэн онгаку (琉球古典音楽 ryūkyū koten ongaku).
В первом ряду слева-направо: симе-дайко и хиро-дайко, 4 куту, флейта фуэ и кутё:. В задних рядах - 26 сансинов.
 

Музыканты узагаку, вверху слева - дама, играющая на биве, справа - геккине (т.н. лунной гитаре). Внизу слева - на йангине, и справа - гонгах.
 

Современный оркестр, исполняющий классическую музыку в стиле Уза-гаку (Uzagaku, 御座楽). Танцоры исполняют танец Kajadifu-bushi.

Рюкюская музыка (Ryukyuan music, яп.琉球音楽 Ryūkyū ongaku), или музыка Окинавы (Okinawan music, 沖縄音楽 Okinawa ongaku) зародилась на архипелаге Рюкю, территориально расположенных на юго-западе от Японии и принадлежащих префектуре Окинава и Кагосима.

Классическая музыка о-вов Рюкю.

Классическая рюкюсская музыка (Ryukyuan classical music, яп. 琉球古典音楽 ryūkyū koten ongaku) - этот термин описывает придворную музыку, исполнявшуюся при дворе королевства Рюкю.

Между 14 и 15 веками островов достигло влияние китайской культуры, вместе с прибывшим послами, присланными китайским императором на Рюкю. Возникновение и распространение сансина среди высших слоёв общества в качестве национального музыкального инструмента является одной из главных черт этого времени. В этот период возникают песни в 30 слогов с ритмическим рисунком строф 8-8-8-6 (т.е. в первой-третьей строчке стиха по восемь слогов, а в четвёртой шесть). Это отличается от японского стихотворного размера 7-7-7-5, подходящего более литературе, нежели пению.

В начале 16го века появляются первые попытки собрания при королевском дворе Сюри воедино существовавших на то время рюкюских баллад. Этот сборник был назван "Оморососи" (Omoro-soushi, 仲吉本 или おもろそうし), датируется 1531—1623 годами и содержит 22 песни. Думается, что именно сансин повлиял на трансформацию песен Койо (Koyo), баллад Квена (Kwena) и рассказов Умуи (Umui) в характерную для островов короткую поэтическую форму Рюка (сокращённо от Ryukyu ka, 流球歌, букв. "рюкюская песня"). Также прослеживается глубокая взаимосвязь между песнями под сансин и рюкюским классическим театром Куми Одори (Kumi Odori, 組踊). Несколько подробнее об мифах и балладах островов Рюкю.

В 17ом веке, ознаменовавшимся фактической потерей экономической независимости королвства, рюкюские музыка обрела новое выражение, "отцы" ккоторой сделали рывок в развитии местной ритуальной и духовной музыки, возродив её красоту и значение для общества. Сложились новые рюкюские танцевальные и музыкальные стили, связанные в первую очередь с именем Тансю Уэката, сделавшим пение под сансин искусством утончённым и признаным при дворе. Имея немалый талант к организации представлений, и приложив немало усилий по популяризации своего взгляда на музыку, он сформировал особый стиль, названый его именем - Тансю Рю.

Следуя примеру Тансю, на музыкальном поприще прославился Монгаку Терукина (Мейсэн), оставивший после себя собрание знаков и правил для сансина "Кун-кун-си" (Kun Kun Shi), чей стиль подхватили его ученики - Тёкун Тамагусуку и Тёки Якаби, сформировавшие стиль Кудити (Kuduchi). Этот стиль был весьма популярен в эпоху Эдо, лидером которого стал Тёки Якаби, выпустивший свой песенник "Якаби Кун-кун-си", с ритмом в куплетах 7-7-7-5 слогов, сопровождавшийся игрой на сансине и частенько певшийся в дороге.

Продолжателем стиля Якаби стал Тинэн Секико. Тинэн обладал исключительным умом и непревзойдёнными амбициями, он усовершенствовал "Якаби Кун-кун-си", и вознёс технический уровень представления на новую высоту. Тинэн был, по-общему мнению, "совершенством в игре на сансине и мелодии". Он создал формулу, при которой пение, игру на сансине и представление слились воедино.

Среди его учеников заметными фигурами были Афусо Сенген и Номура Антё, создавшие свою стилистику в рюкюской классической музыке, традиции которой соблюдают и по сей день. Если коротко, то в классической музыке различают три основных школы или стиля, ведущих свою историю от одних и тех же корней: Тансю-рю (Tansui Ryu), Афусо-рю (Afuso Ryu), и Номура-рю (Nomura Ryu). Коротко: биографии звёзд рюкю котэн онгаку.

* * *

Уза-гаку (Uzagaku, 御座楽) - торжественная музыка эры Королевства Рюкю, исполнявшаяся на официальных празднованиях только при королевском дворе Сюри, в чём её можно сравнить с гагаку - придворной японской музыкой. Она звучала на приёмах в честь китайских посланников во дворце, почему весьма многое взяла от произведений китайских музыкантов, а впоследствии исполнялась при обязательных визитах в Эдо (совр. Токио). Эта музыка полна достоинства, нетороплива и элегантна. После свержения последнего рюкюского монарха и присоединения в 1879 году территории Рюкю к Японии, музыка узагаку, предназначавшаяся весьма ограниченному кругу слушателей, была практически забыта. Современные музыканты, например, группа"Uzagaku Fukugen Enso Kenkyu-kai", пытаются восстановить утраченное, также действует "Ассоциация возрождения Узагаку" (Uzagaku Performance Research Association).

Родзи-гаку (Rojigaku) - этот термин обозначает вид марша, или музыку для процессий, берущей своё начало в Китае. Она исполнялась также во время церемоний во дворце Сюри, при посещении китайских послов при иногурации правителя Рюкю, а также официальных визитов в Эдо. Исполняется она на цуне (Tsuona - вид флейты) и ручных барабанах. Эта музыка была признана Национальным достоянием Японии.

Фольклорная музыка о-вов Рюкю.

Рюкю - настоящая сокровищница народных песен. Люди обожают петь и танцевать, почти в каждом доме есть сансин - и это не просто деталь интерьера. Звуки сансина далеко разносятся после ужина, работают десятки "бардовских" клубов и баров, обучаться музыке можно начиная с элементарного уровня в школах до университетского образования.

Первый вид песни, зародившихся в Окинаве, были Ками-ута (кami-uta, яп. "ками" - дух,"ута" - песня), в переводе - "песни духов"- священные мелодии, исполнявшиеся на народных праздниках и при исполнении религиозных обрядов, призванные помочь в сборе урожая, защитить от бедствий и даровать крепкое здоровье. Изначально их пели рюкюские жрицы Норо (Noro), собираясь в утаки (utaki) - священных местах для молитвы и проведения обрядов, - аккомпанируя себе ударами в барабан и хлопками в ладоши. Однако позже с распространением на островах сансина и внедрением на островах японского территориального деления, песни приобрели иное звучание и значение, и стали называться ута-сансин (uta-sanshin, 歌三線), т.е. песни под сансин.

Существует легенда о том, как появился сансин на островах Рюкю - в конце 15го начале 16го веков на острове Цукен жил человек по имени Акаинко (Akainko, 赤犬子), который путешествовал от деревни к деревне, молился и пел духам священные песни. Однажды ночью он проснулся от ритмичных звуков капель дождя, падавших с крыши дома где он ночевал на землю. Вдохновлённый, утром он сотворил грубый инструмент с деревянным корпусом и струнами из лошадиных волос, который и стал самым первым сансином. С тех пор Акаинко пел свои священные песни, аккомпанируя себе римом и мелодией своего инструмента.

Фольклорная музыка, а точнее, народные песни рюкюских островов обозначаются особым термином - миньё (min'yō, 民謡). Различают несколько разновидностей, наиболее известна из которых Сима-ута (Shima-uta, 島唄), или "песни островов" - обиходный термин, обозначающий фольклорные рюкюские песни или миньёо (min'yō). Произошли они с островов Амами, распространившись потом на всю остальную территорию. Сима-ута (Shima uta) как правило исполняется под аккомпанимент одного сансина.

Юнта (Yunta, ユンタ) - жанр фольклорной песни, родом с островов Яэяма. Припев и куплеты песни поются поочерёдно мужчиной и женщиной. Само слово юнта образовано от юми-ута (yumi-uta, 読み歌, букв. "песня-речитатив") или юи-ута (yui-uta, 結い歌, "tying/knotting song"= "песня-связанная-узлом").

Варабе-ута (Warabe uta, 童歌) обозначает совокупность детских песенок и колыбельных.

Простые люди, а особенно молодые мужчины и женщины, собирались вместе на побережьях или полях и пели песни, обычно называемые моасиби (moashibi). После пения баллад, таких как "Накуни" (Nakuni) или "Кайсарэ" (Kaisare), они начинали танцевать под быстрые плясовые, напр. "Такояма" (Takoyama) или "Атямэгва" (Achamegwa).

Новое миньё (New min'yō, 新作の民謡 shinsaku no min'yō), созданный в стиле традиционного миньёо появился в начале 20 века после открытия границ для въезда иностранцев в Японию, привезших с собой не только чужеродные традиции и вещи, но и музыкальную культуру, под влиянием которой стали меняться вкусы и у коренного населения, особенно молодёжи.

Наиболее известные певцы и музыканты этого стиля - Ринсё Кадекару (Rinshō Kadekaru), Ринске Теруя (Rinsuke Teruya), Тёсё Маэкава (Chosho Maekawa), Тейхан Тина (Teihan China) и его сын Садао Тина (Sadao China, 知名定男), Сотоку Ямаути (Shotoku Yamauchi), Сюэй Кохама (Shuei Kohama) и его ученик Сюэй Кина (Shouei Kina), Сокити Кина (Shōkichi Kina, 喜納昌吉), Сейдзин Ноборикава (Seijin Noborikawa, 登川誠仁), Цунео Фукухара (Tsuneo Fukuhara , 普久原恒勇), Юки Ямадзато (Yuki Yamazato), молодая Нами Макиока (Nami Makioka), Тору Йонаха (Toru Yonaha), Камадо Синбаси (Kamado Shinbashi) и другие.

С окончанием 2й мировой войны музыка Рюкю, особенно в Окинаве, испытала значительное влияние американской поп-музыки и рок-энд-ролла . Многие музыканты стали смешивать фольклорные окинавские стили и использовать национальные инструменты в стиле американской поп и рок-музыки. Мотивы традиционного миньё можно услышать в современных оранжировках поп-музыки. Песня "Хайсай одзисан" (Haisai ojisan, ハイサイおじさん) - с музыкой и текстом Сокити Кина являются типичным примером этого жанра.

Некоторые альбомы этих исполнителей можно купить в различных японских интернет-магазинах, а также других, напр. "Far Side Music" (англ.), однако стоить они будут недёшево, учитывая что цены на диски указаны в районе 20-25 английских фунтов.

Kadekaru Rinshō

Ринсё Кадэкару (嘉手苅 林昌 Kadekaru Rinshō) 1920г – 1999г
Наиболее известный исполнитель народных окинавских песен поствоенного времени. Дискография (на яп.), Биография (англ.).
 

Сюэй Кина (Shouei Kina) - родоначальник современного миньё, певец и музыкант, разработал свой метод записи для сансина и внедрил санба в музыку рюкю, его сын Сёкити основал известную группу "Champloose".
Родился в 1920г. в р-не Китанака-гусуку, о.Окинава.
Биография (англ.), страница Сокити Кина (русск.)
 

SADAO CHINA

Садао Тина (Sadao China, 知名定男) - певец и музыкант (сансин), исполнитель классических, фольклорных и родоначальник современных стилей рюкюской музыки. Известен своими работами в 70х, записанными сольно и в сотрудничестве с Сейдзином Ноборикавой.
Родился в 1945г. в г.Амагасаки, о.Окинава.
Дискография на яп.
 

Seijin Noborikawa

Сейдзин Ноборикава (Noborikawa Seijin, 登川誠仁) - певец и мастер-исполнитель традиционной окинавской и народной музыки миньё, главный участник музыкального фестиваля Утанохи.
Родился в 1932г. в г.Урума, о.Окинава.
Дискография на яп.

Осиро Мисако

Осиро Мисако (Oshiro Misako, 大城美佐子) - "бабушка" традиционной рюкюской музыки, работала вместе с Кадэкару Ринсё, бывшая ученица отца Садао Тина - Тейхена. Снималась в кино. Владеет миньё-баром "Shima Umui" в г.Наха.
Родилась 1936г в г.Осака, выросла в г.Наго, Окинава.
Биография (англ.), сайт бара Shima Umui (яп.)
 

Nenes

"Нэнэс" (Nēnēs, ネーネーズ, букв. "сёстры") - окинавская фолк-группа, сформировалась в 1990г с подачи Садао Тина. Название подразумевает "сёстры по окинаве". "Нэнэс" создана четырьмя певицами, которые исполняют традиционные окинавские песни островов сима-ута, в народных костюмах и аккомпанентом на сансине, с поддержкой бэк-группы "Садао Тина Гакудан" (Sadao China Gakudan). Состав группы менялся, вышло порядка 15 альбомов.
Дискография, состав группы
, (на яп.)
 

MISAKO KOJA

Кодза Мисако (Koja Misako, 古謝美佐子) - экс-солистка группы "Нэнэс", певица и музыкант. После "Нэнэс" выпустила несколько альбома с колыбельными, современными песнями в стиле "новое миньё" и поп-музыки. Наиболее известна её песня "Вараби-гами".
Родилась в 1954г. в м.Кадена около г.Кодза (о.Окинава).
Биография, оф.сайт
 

Ёсида Ясуко (Yoshida Yasuko, 吉田 康子) - бывшая вокалистка группы "Нэнэс", певица и музыкант. Выпустила диски "Ijaibi" (1997) и "Yanbaru nu Hana" (2001). Выступает и работает в основном вместе с Садао Тина.
Родилась в г.Наха (о.Окинава).
Биография (англ.)

Инструменты.

Типичный музыкальный инструмент, ассоциирующийся именно с рюкюской музыкой - сансин (sanshin, 三線, буквально "три струны"). Это трёхструнная лютня, аналогичная во многом китайскому саньсяну (sanxian, Chinese: 三弦 (絃), букв. "три струны") и предшественник японского сямисэна (shamisen или samisen, яп. 三味線, букв. "три ароматных струны"). Корпус покрыт змеиной кожей, струну защепляют плектром зажатым между ладонью и указательным пальцем. 4го марта каждого года в Окинаве отмечают День сансина.

Рюкюскую музыку также часто сопровождают удары в барабаны тайко (taiko, 太鼓, букв. "большой" или "широкий барабан"), такие как симе-дайко (shime-daiko , 締太鼓), хира-дайко (hira-daiko,平太鼓), и паранку (pāranku , パーランク). Паранку - маленький барабан размером с тамбурин (бубен), который держат рукой, c ним танцуют исполнители танца Эйса (Еisā).

В музыке островов Рюкю можно услышать и другие перкуссионные инструменты, типичные для Японии: санба (sanba, 三板), ёцутаке (yotsutake, 四つ竹) и хёсиги (hyoshigi, 拍子木). Санба - три маленьких плоских куска дерева, используемых для извлечения быстрых щёлкающих звуков, на манер трещотки. Ёцутаке - две связанных вместе прямоугольных кусочка одной секции ствола бамбука, по паре на каждую руку, хлопающих друг о друга в сильные акценты музыки. Традиционно применяются в классической рюкюской музыке, однако сегодня их используют и в танце Эйса. Хёсиги - связанные декоративным шнурком две деревянные палочки. Именно они издают те характерные вначале медленные, а затем постепенно ускоряющиеся щёлкающие деревянные звуки в начале представления в японском театре.

Придворная классическая музыка узагаку по своей структуре и мелодике очень близка к китайской, и исполняют её на девятнадцати видах классических китайских музыкальных инструментов. Это сангэн (яп. sangen, кит. sanxian, 三弦), эрху (яп. niko, кит. erhu, 二胡 - смычковый двуструнный инструмент, т.н. "китайская скрипка" с восьмиугольным корпусом), йаньгин (яп. yongen, кит. yangqin, 揚琴 или 扬琴 - цитра, струнный инструмент в форме трапеции, звуки извлекаются двумя молоточками), бива (яп. biwa, кит. pipa, 琵琶 - 4х струнный щипковый инструмент с корпусом в виде вытянутой капли), ёнко (yonko), геккин (яп. gekkin, кит. yueqin, 月琴 - 4х струнный щипковый инструмент с корпусом круглой или восьмиугольной формы, т.н. "лунная гитара"), аккомпанируют также японская флейта ёкобуэ (yokobue, 横笛) и уже известные санба.

Фольклорная музыка сопровождается вокалом группы певцов - хаяси (hayashi, 囃子), пение хором или прерывание мелодии характерными вскриками называется какэгоэ (kakegoe, 掛け声). Для мелодий танцев Катяси (kachāshī) и Эйса характерны посвистывания с помощью пальцев - юби-буэ (yubi-bue, ), сансин ведёт мелодическую и ритмическую части, а барабан лишь даёт мелодии настроение. Базовый настрой сансина для сима-ута называется Хонтёси (Honchoshi).

Другие инструменты, используемые исполнителями классической рюкюской музыки, и иногда встречающиеся в фольклорной:

  • куту (Kutu, クトゥ) - рюкюская разновидность кото, часто называемая рюкю-куту (Ryūkyū kutu, 琉球箏) или утина-куту (Uchinā kutu, 沖縄箏)
  • кутёо (Kūchō, 胡弓 くーちょー) - рюкюская версия кокю (kokyū, 胡弓) - единственного японского традиционного струнного инструмента, на котором играют с помощью смычка
  • фуэ (Fue, ) - рюкюская поперечная флейта, также называемая фансо или рютэки (fansō, ファンソウ или ryūteki, 琉笛)

Распространителями среди мировой музыкальной культуры сансина выступили в своё время американцы, многие из которых заинтересовались традиционной рюкюской музыкой. Народные инструменты, особенно сансин, также подверглись влиянию американской поп и рок-культуры. Теперь можно встретить рок-сансины с двумя независимыми грифами, электрические сансины, сансины из нестандартных пород дерева, цвета, формы и т.п.

Некоторый комизм ситуации состоит в том, что по таможенным правилам в США запрещено ввозить изделия из змеиной кожи, поэтому для американских ценителей были созданы инструменты с покрытием из кожезаменителя, а также сейчас широко распространился любопытный приём делать подобие банджо-сансина из ... чего бы вы думали? - из железной коробки из-под печенья, получившей своё собственное название санджо (sanjo). Вот здесь можно глянуть на эти произведения человеческой хозяйственности.

 

Санба (sanba , 三板, букв. три пластинки) - японский вариант трещотки. Ёцутаке (yotsutake, 四つ竹) - как и кимвалы, одеваются на большой и средний палец каждой из рук. Хёсиги (hyoshigi, 拍子木) - два деревянных бруска со шнурком.
 

Пример нотной грамоты для сансина и вокала (кун-кун-си). Читается сверху-вниз по колонке справа-налево. Правая часть колонки предназначена для голоса, а также содержит знаки модуляции и тембра, левая - для обозначения нот на сансине, обозначенных с помощью иероглифов кандзи.
Как читать кун-кун-си (англ)
.
 

тайко

Слева по часовой стрелке: тайко (большой барабан), хира-дайко, сиро-дайко и паранку - маленький ручной барабан

Справа-налево: китайский сансян, рюкюский сансин, японский сямисэн.Традиционный сансин в н.время стоит от 500 долл. США
 

Музыкальные инструменты, используемые для камерной придворной музыки Уза-гаку (Uzagaku, 御座楽) аналогичны традиционным китайским.
Можно почитать о них в Википедии, а лучше в Wikipedia.
 

Куту (Kutu, ) - рюкюская разновидность традиционного японского струнного инструмента наподобие гуслей - кото, Кутё: (Kūchō, 胡弓) - смычковый инструмент, и Фуэ (Fue, ) - рюкюская поперечная флейта.

Тональность
(в терминах, соответствующих европейским нотным
музыкальным дисциплинам и более-менее понятных неспециалисту)

Как и у других видов восточной музыки, гармония рюкюской построена на основе эмоционально-приятного местному населению сочетанию звуков различной высоты, которое меняется вместе с развитием и изменением людских вкусов и пристрастий. Важнейшими составляющими понятия гармонии являются музыкальные интервалы между звуками (тонами) и соответствующий этим интервалам гармонично звучащий звукоряд.

Музыканты островов Рюкю используют тональную структуру, отличающуюся от применяющейся на больших островах Японии в наполнении интервалов традиционно используемых звукорядов. Основной звукоряд из пяти тонов (пентатоническая), традиционно используемая в Японии, состоит из звуковой шкалы уровней 1, 2, 3, 5 и 6, условно называемых До, Ре, Ми, Со и Ля в системе сольфеджио композитора и музыковеда-этнолога Золтана Кодали (венг. Kodály Zoltán, 1882-1967гг). Эта система избегает понятия полутонов посреди интервалов, исключая из оборота четвёртый и седьмой тон. К примеру, основной звукоряд Рицу (Ritsu) острова Кюсю звучит так: "Фа-Соль-Ля-До-Ре-Фа".

В противоположность этому, рюкюская музыка изобилует полутонами. Самая обычная структура, использующаяся в рюкюской музыке, это пентатоническая звукоряд, использующий тоны 1, 2, 3, 5, 7, т.е. условные До, Ми, Фа, Соль, Си. Соответственно, рюкюская версия звучит так: "До-Ми-Фа-Соль-Си-До". Наряду с этой используется сиксатоническая гамма (из шести звуков), складывающаяся из 1, 2, 3, 4, 5, 7, т.е. До, Ре, Ми, Фа, Соль и Си. Полутона встречаются между третьей и пятой, т.е. Ми и Фа, а также между седьмой и первой, т.е. Си и До. Музыкальный строй рюкюского фольклора легко узнаваем именно по этим интервалам. Вот здесь можно послушать пример различия упоминавшихся звукорядов (необходима работающая версия QuickTime). Ссылки непосредственно на фреймы: Ryukyuan Music Scale, японские Ritsu Music Scale, Traditional Folk Song Musical Scale, Miyako-bushi Musical Scale.

Почему такая разница? На этот счёт существует две теории. Первая утверждает, что во времена первых рюкюских королей системы Японии и Рюкю были одинаковыми, т.к. старые песни и баллады весьма близки к звукоряду Рюцу, а изменения произошли уже в процессе развития музыкальной культуры. Вторая считает, что рюкюский звукоряд чрезвычайно близок к индонезийскому ряду Перогу, и кажется весьма похожим на музыкальные ряды других южноазиатских культур, таких как полинезийская, юго-восточной Азии, южно-китайскую и гималайскую. Соответственно, делается вывод, что корни этой системы лежат в юго-восточной Азии.

Структура мелодий характеризуется чрезвычайной гетерофонностью при использовании одной музыкальной темы (гетерофонность образуется в различных формах совместного пения, совместной инструментальной игры и одновременного исполнения мелодии певцами и музыкантами-инструменталистами в результате вариаций одной и той же мелодии на разные лады, разными инструментами или в разном темпе). Каждый из аккомпанирующих инструментов одновременно с вокалом играет вариацию одной и той же мелодии.

 

Музыкальные произведения.

Когда в первый раз сталкиваешься с названием незнакомой тебе мелодии, тем более на совершенно неизвестном языке, естестенно растеряться. Поэтому по мере возможностей следует определить наиболее известные и часто встречаемые мелодии, их жанр и принадлежность к классической или фольклорной культуре музыки, чтобы безошибочно относить их к тем или иным жизненным ситуациям. Это особо важно для танца, поскольку неверно истолкованный аккомпанимент грубо искажает восприятие идеи выступления и чувств его исполнителей.

Священные песни ками-ута - до наших дней их сохранилось не очень много, это Tirukuguchi, баллады квена (Kwena), песни-рассказы умуи (Umui), Tiruru. Их можно услышать на фестивалях урожая Сицу (Shitsu) на о-ве Мияко, на праздниках всхода семян Уяган (Uyagan) и Бури (Buri) на о-ве Яэяма, празднике морского божества Унгами (Ungami) в северных регионах Хокубу (Hokubu), а также попав в феврале-марте на проведение религиозных обрядов Умати (Umachi) во всех районах Окинавы. Послушать "Izaiho" Kudaka Island (необходим QuickTime).

Умуи - песни-рассказы из сборника "Оморососи": "Yaganuyumi" Aguni Island, Seihin Yamauchi Omoro. Некоторые из них выступают аккомпаниментом для т.н. танцев Эйса, в самом сборнике упоминающиеся как Еса (Yesa). Одной из достопримечательностей песен "Оморососи" является возглас "Ой!" или "Ё!" между куплетами. Они поются нараспев в естественной расслабленной манере и с соответствующим дыханию ритмом.

К классической музыке котэн онгаку относятся примерно 78 музыкальных произведений, здесь наиболее известные (в алфавитном порядке). :

  • Agarii Bushi
  • Agitakaniku Bushi
  • Agitsukuten Bushi (Agidashi)
  • Akachichi Bushi
  • Akatafuu Bushi
  • Akatsuki Bushi
  • Amakawa Bushi
  • Asibikuwamucha Bushi
  • Binuchi Bushi
  • Chikuten Bushi
  • Chaya Bushi
  • Fishichi Bushi
  • Haichikuten Bushi (Shitadashi, Agidashi)
  • Imafuu Bushi
  • Inimazun Bushi
  • Janna Bushi
  • Juushichihachi Bushi
  • Kachinuhana Bushi
  • Kajadifuu Bushi
  • Kuniya Bushi
  • Kurushima Bushi
  • Kuti Bushi
  • Mutuhanafuu Bushi
  • Mutusanyama Bushi
  • Nakafuu Bushi
  • Nakagusuku Hantamee Bushi
  • Nakama Bushi
  • Nakankari Bushi
  • Nkashi Haberu Bushi
  • Nnatukuri Bushi
  • Oduiku Fadisa Bushi
  • Shudun Bushi
  • Shui Bushi
  • Shukkuee Bushi
  • Tsukuten Bushi
  • Uchidumai Bushi
  • Unna Bushi
  • Yuzakee Bushi

Также к классике можно отнести оперу "Тумаяка" (Tumaiaka), чрезвычайно популярную в начале 20 века, повествовавшую о трагической любви во времена феодалов и войн. Типичным примером классической рюкюской музыки узагаку может служить произведение "Сидайкеи" (Shidaikei).

Фольклорные песни в стиле миньё и нового миньё. Следует учитывать, что настоящее время многие музыканты включают в свой репертуар классические мотивы, поэтому отличать их перепевки от чистой классики следует прежде всего по технике вокала и инструментальному сопровождению, а не только по названию. Здесь приведён, конечно, не полный список, а просто часто встречающиеся (в алфавитном порядке).

    Сима-ута
  • Asabana Bushi
  • Asemizu Bushi
  • Awamori Guwa Nominomi
  • Agai Kuduchi
  • Anchan na Bushi
  • Ayagu Bushi
  • Daisanaja
  • Giri To Jo
  • Hatoma Bushi
  • Hamachidori
  • Itoman Taigyo Ondo
  • Iye Tu
  • Iwai Bushi
  • Jidai No Nagare
  • Kantsume Bushi
  • Kurudando Bushi
  • Kuroshima Kuduchi
  • Koi Katare Bushi
  • Kunjan Deefuku
  • Koko Kuduchi
  • Maikata
  • Mashunku Bushi
  • Modorikago
  • Mankoi Bushi
  • Mujo No Yume
  • Nisai Guwa Baachii
  • Nubui Kuduchi
  • Nagakumo Bushi
  • Odori Kanayo Bushi
  • Odori Kuhadesa
  • Odori Chidori Bushi
  • Shiro Nagare
  • Seibumon Bushi
  • Shirahama Bushi
  • Sobayado
  • Sangatsu Ashibi
  • Shichigwachi Eisa
  • Shiraho Bushi
  • Tinsagu nu Hana
  • Tanchame Bushi
  • Tohshin Doi
  • Unju Ga Jo Do
  • Watasha
  • Wakare No Nigasa
  • Yoisura Bushi
  • Yachabo Bushi
  • Yonkana Bushi
  • Yakena Kuwadeesa Bushi
(Песни о-в Мияко и Яэяма)
  • Asadoya Yunta
  • Akauma Bushi
  • Dounan Sunkani
  • Hatoma Bushi
  • Hibari no Uta
  • Honen Negaiuta
  • Irabe Tohgani
  • Koi na Yunta
  • Miyaguni no Anegama
  • Miyakone Guwa
  • Takoyama
  • Tubarahama
  • Tsuki nu Kaisha
  • Tougani Ayagu
  • Shuura Bushi
  • Shogatsu Yunta
  • Shonkane Bushi
  • Uchikumi Yunta

Подробнее о некоторых песнях и мелодиях...

* * *

Статья с сайта: <a href="http://nihon.my1.ru/publ/2-1-0-8" target="_blank">Моя Япония. Волшебство танцев Востока</a>.


Уважаемые мастера Сopy-Рasta!
Текст этой статьи МОЖНО копировать на страницы в свободном доступе только при наличии АКТИВНОЙ ССЫЛКИ указанного вида (см.выше).
Размещение любых материалов сайта на платных ресурсах, а также в печатных изданиях без письменного подтверждения их владельцев ЗАПРЕЩЕНО.

Источники / Links / リンク :

Категория: Танцы Рюкю / Ruykyu dance / 琉球舞踊 | Добавил: Tiana (20 Октября 2011) | Автор: Тиана (Ковалева Т) W
Просмотров: 3745 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]