Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Танцы Рюкю / Ruykyu dance / 琉球舞踊

Звёзды классической музыки Рюкю

Акаинко

Плита с легендой об Акаинко (赤犬子). Мемориал в Ёмитане, о.Окинава.
 

Акаинко

Mемориал в память легенды рюкюской ута-сансин, изобретателя сансина, Акаинко (赤犬子), общий вид. Ёмитан (Yomitan), о.Окинава.
 

Акаинко

Ворота в святилище Акаинко (赤犬子) с изображением сансинов. Мемориал в Ёмитане, о.Окинава.

Раритетное издание первой в истории Рюкю книги, написанной Ханедзи Тёсю "Зеркало Тюдзан" (中山世鑑, chūzan seikan).
 

"Генеалогическое древо" классической рюкюской музыки от древности до 20 века
   

* * *

赤犬子 Akainko (конец 1400х - середина 1500х?). Акаинко полумифическая личность, путешествующий певец, живший при правлении Короля Сё Сина (Shō Shin), жившего с 1477г по 1527г. Легенда утверждает, что он был "сыном рыжей собаки" (赤ака - рыжая, 犬ин- собака, 子ко - ребёнок). Родился на острове Цукен (Tsuken), позднее проживал на острове Окинава. Он стал легендарным "отцом ута-сансин" (uta-sanshin, букв. "песня под сансин"), который, как говорят, был первым, кто соединил пение с треньканьем на музыкальном инструменте. Очевидно, у него была прекрасная память, вместившая в себя слова, мелодии и тональности крестьянских, религиозных и плясовых песен, исполняемых на различных диалектах, давая им новое звучание с помощью трёх струн. В его честь воздвигнут монумент в Ёмитане (Yomitan), где, как утверждают историки, он жил и обучал игре и пению до самой смерти. В позднейшем сборнике песен "Оморососи" упоминается имя Акаинко, подтверждая тот факт, что он действительно существовал и научил всех петь и играть на сансине.

* * *

羽地朝秀 Haneji Choshu (1617-1675). Ханедзи Тёсю или Сё Дзо Кэн (Sho Jo Ken, (向象賢) - одни источники называют его принцем, другие - учёным аристократом рюкюского королевства, родился в 1617году. Он стал наиболее влиятельной фигурой 17 столетия, и единственный из всего приведённого списка не был известным музыкантом, но оказал исключительное влияние на всю культуру, и в т.ч. музыку Рюкю. Ввиду негласной оккупации Японией, политики ощущали насущную потребность интегрировать в рюкюскую действительность новую японскую власть. Этот факт отражает первая в истории Рюкю книга, написанная Тёсю "Зеркало Тюдзан" (中山世鑑, chūzan seikan). Она утверждает, что рюкюские короли прошлого имеют кровные узы с японской императорской семьёй, и непосредственно вели свою линию от легендарного Минамото, бывшего отцом короля Сюнтена, а также виновны в выказывании неуважения к своим доброжелательным господам и т.д. и т.п. В возрасте 50 лет в 1666 году он стал первым министром - сэссё (sessho). Он принимал политические решения, принёсшие Рюкю выгоду из связи с сёгунатом, а также пошатнул своими действиями положение Верховной Жрицы и во многом изолировал от высшего общества религиозный институт норо, поскольку считал участие королевской семьи в религиозных обрядах недостойным с точки зрения японской аристократии. Кроме того, именно он ввёл требование к правительственным служащим знать и уметь петь, танцевать, играть на сансине, участвовать в чайной церемонии и т.д., а также соблюдать умеренность в одежде и увеселениях. Все его реформы описаны в книге его имени. Умер Тёсю в возрасте 59 лет в 1675 году, через два года после отставки от должности под влиянием сильных политических противников .

* * *

湛水親方 Tansui Uēkata (1623-1683). Тансю Уэката, также известный как Коти Кентю (Kōchi Kenchū), частенько упоминается как “отец классической музыки”, т.к. именно его усилиями музыкальный стиль ута-сансин официально был признан уважаемым искусством при королевском дворе. Все последующие разновидности стиля ута-сансин выросли из его творчества. Тансуи также прославился своими музыкальными произведениями "Цукутен-буси" (Tsikuten Bushi), "Дзанна-буси" (Janna Bushi), "Сюйи-буси" (Shuyi Bushi), "Сюдун-буси" (Shudun Bushi), "Акацити-буси" (Akatsichi Bushi), и "Хай Цикутен-буси" (Hai Tsikuten Bushi), которые до сих пор исполняют в той или иной форме. Несмотря на то, что до наших дней дошло всего лишь несколько песен, этот оригинальный стиль тщательно сохраняется школой Тансю-Рю (Tansui Ryū).
Родился в г.Сюри, уже в 15 лет вместе с рюкюским посольством поехал ко двору клана Сацума, и пока он находился в Кагосиме, выделился среди прочих в обучении танцам, пению и чайной церемонии. Он собирал старые ритуальные песнопения, праздничные мелодии и крестьянские песни и был отослан за тесные дружеские связи с врагами Ханедзи Тёсю, пропагандировавшим японскую культуру среди сотрудников правительства королевского двора Сюри. Это был период крайней нищеты, и Тансю пришлось стать монахом, однако дало ему возможность особенно глубоко погрузиться в мир ута-сансин, и ощутить ту бесконечную тонкую красоту, что и поныне несёт в себе классическая музыка Рюкю.
После смерти Ханедзи Тёсю, Тансю был вызван обратно ко двору и назначен главным королевским распорядителем чайной церемонии короля Сё Тэй. Его лучшими учениками стали Тамагусуки Тёкун, создавший рюкюскую оперу Куми Одори, Синдзато Тёдзю (Shinzato Choujuu), и Такуси Рётаку (Takushi Ryoutaku). Его наследие передавалось изустно, пока не было записано его последователем Наго Рёхо (Nago Ryoho) уже в эпоху Мэйдзи.

* * *

沢岻良沢 Takushi Ryotaku (1653-1702). Такуси Рётаку - ученик Тансю Уэкаты (Коти Кентю), слепой с 12 лет, стал монахом.

* * *

新里朝住 Shinzato Choju (1651-1713). Синдзато Тёдзю - современник Такуси Рётаку, продолжатель традиций музыкального стиля Тансю-Рю.

* * *

照喜名聞覚 Terukina (Mongaku) Meisen (1682-1753). Терукина Монгаку Мейсэн, оставивший после себя собрание партитур для сансина "Кун-кун-си" (Kun Kun Shi)

* * *

屋嘉比朝奇 Yakabi Chōki (1716-1775). Якаби Тёку родился 19 января 1719(?) года в г.Сюри, в семье феодала-адзи Тамагавы Тоо (Tamagawa Chouou). Он был четвёртым ребёнком в семье и по свидетельству домочадцев, рано проявил талант к музыке. По приказу короля его послали учиться классической японской песне и музыке в хане клана Сацума, где он подхватил инфекцию, практически ослепившую его. Вернувшись, его призвали на службу вану Сё Кэй. В это время он начал обобщать свои познания в классической рюкюской музыке. Его учителями были Терукина Монгаку и адзи Тёкей Тамагава (Choukei Tamagawa), в полной мере унаследовавшими музыкальный стиль Тансуи Уэкаты, жившего четырьмя поколениями раньше. Воспитанный в традициях театра и музыки Но, Якаби внедрил элементы этого чисто японского стиля в музыку ута-сансин. Именно он оставил после себя старейшую из известных на сегодняшний день состоящую из 117 частей систему нотной записи, базировавшуюся на принципах классической китайской системы. Она послужила основой для создания последующих партитур, некоторые принципы из неё используются современными музыкантами ута-сансин до сего времени. Якаби также известен как автор песен "Нубуи Кудити" (Nubui Kuduchi) и "Кудай Кудити" (Kudai Kuduchi). Умер 18 января 1775г, его наследие сохранилось в основном благодаря его лучшему ученику Тётену Тоёхаре (Chouten Toyohara).

* * *

玉城 朝薫 Tamagusuku Chōkun (1684 - 1734). Тамагусуку Тёкун, также известный как Сё Дзюю (向受祐 - на китайский манер), аристократ, чиновник, имевшего непосредственное отношение к созданию национального рюкюского танцевального театра Куми Одори (組踊, яп. kumi odori, рюкю kumi udui). Родился в неподалёку от г.Сюри, в семье аристократов бюрократического класса, и поэтому имел возможность посетить Эдо (совр. Токио) и Кагосиму пять раз, прежде чем ему присвоили звание Распорядителя Танцев (udui bugyō, яп.odori bugyō; Magistrate of Dance) в 1715г. Эту должность ранее занимал Тансуи Уэката, в обязанности которой входили постановка и организация развлечений для китайских делегаций на Рюкю, называемых Укансин-удуи (Ukwanshin-udui) или "Танцы Корабля Короны" (Crown Ship Dances). Изучая и видя разные вариации танцев и драматических представлений в Эдо и Кагосиме, включая Но, Кабуки и Кёгэн, и возвращения в 1718 году обратно, Тамагусуку смог поставить танец-драму, представленную на обозрение высокопоставленной публике перед прибытием послов, в день любования хризантемами на девятый день девятого лунного месяца 1719 года. Пять пьес сохранились до наших дней, называемые "Тёкун-но Гобан" (Chōkūun no Goban, букв. "пять пьес Тёкуна"): "Нидо Титиути" (Nidō Tichiuchi) - "Кровная месть двух сыновей", и "Сюсин Каниири" (Shushin-kaneiri) - "Одержимый любовью, разрушенной колоколом", "Мекарюси" (Mekarushi - "Мастер Мекар"), "Коко-ни Маки" (Kōkō nu Maki - "Благочестие сына"), и "Унна Муну Гуруи" (Unna Munu Gurui - "Безумная женщина").

Tamagusuku Chōkun

Гробница создателя рюкюской оперы Куми Одори Тамагусуку Тёкун (玉城 朝薫, Tamagusuku Chōkun, 1684 - 1734гг). Ещё фото.
 

Tansui Uēkata

Тансю Уэката (Tansui Uēkata, 湛水親方, 1623-1683гг), "отец" классической музыки Рюкю, усилиями которого песня под сансин стала официальной музыкой королевского двора Рюкю. Свиток.
 

matsumara shinshin

Мацумаро Синсин (松村真信) - мастер школы стиля Номура-рю, музыкант и певец классической рюкюской музыки.
1835-1896гг. Литография.

Isagawa Seizui

Памятник Исагаве Сейдзу (伊佐川世瑞) - президенту Ассоциации школы стиля Номура-рю, музыканту и певцу классической рюкюской музыки.
1872-1937гг.
 

Tamagusuku Chōkun

Памятный мемориал создателю рюкюской оперы Куми Одори Тамагусуку Тёкуну (玉城 朝薫, Tamagusuku Chōkun, 1684 - 1734гг). Пригород г.Наха, о.Окинава.
 

Kamechiyo Kochi

Памятник Каметё Коти (Kamechiyo Kochi, 幸地亀千代) мастеру классического стиля Номура-рю в г.Кадэна, о.Окинава.
1897-1963гг.

* * *

知念績高 Chinen Sekiko (1761-1828). Тинэн Секико родился 5 мая 1761г в крестьянской семье в Тобару (Tobaru) неподалёку от г.Сюри. Первоначально желая стать доктором, он понимает, что барьер между ним и его мечтой непреодолим. Вместо этого он становится учеником Тётена Тоёхара, наследника стиля Якаби, а также учится технике дзютэ (Jiyute) пения и аккомпанирования классическому танцу у мастера Окихиры Тёсё (Okuhira Chousho). Став своеобразным Моцартом своего времени и продолжателем традиций стиля Якаби Тёку, благодаря своим усилиям и таланту он добился успеха при дворе, работая в группе развлечений для Корабля Короны в 1800 и 1808 годах. Впоследствии он и его семья получила право причислить себя к самурайскому сословию с фамилией Ка (с иероглифом, обозначавшим на китайском "песня"). Он ввёл множество инноваций в классическую музыку того времени, ловя веяния времени, в т.ч. в технику вокала и игру на инструментах, а также изрядно расширил репертуар музыкальных произведений, написав 42 песни, наиболее известна из которых "Ханафу-буси" (Hanafu Bushi). Он также записал свой сборник "Кун-кун-си", состоявший из 163 произведений в двух томах, против изначальных 117, названный в последствии "Басёфу кун-кун-си", т.к. был записан на листьях банана, и, к сожалению, первый том был утерян. Мастер Тинэн умер 15 июня 1828г.

* * *

安富祖正元 Afuso Seigen (1785-1865). Афусо Сейген - основатель одной из двух доминирующих стилей окинавской классической музыки Афусо-рю (Afuso Ryū). Родился при правлении короля Сё Тера 15 февраля 1785 года в семье управляющего деревней Каё (Kayo), приняв сначала должность отца, а впоследствии был переведён в район Афусо деревни Онна, из-за чего сменил себе имя. С 1808 года Афусо учился под началом Тинена Секко (Chinen Sekkō) вместе с Номурой Антё (Nomura Anchō), и, по-общему мнению, стал одним из лучших студентов своего мастера. В 1840 году, через 12 лет после смерти учителя, Афусо представил свой дополненный вариант "Кун-кун-си". Наиболее известна его работа "Кадо Ёхо" (Kadō Yōhō), которая стала практически азбукой руководства по исполнению музыкантами классической музыки ута-сансин. Также он достиг лидируещего положения в группе музыкантов для Корабля Короны. В отличие от Номуры Антё, стремившегося упростить исполнение ута-сансин, Афусо сохранил черезвычайно персонализированный и сложный для изучения стиль представления мастера Тинэна. В настоящее время стиль Афусо-рю представляют две организации "Афусо-рю Генсей Кай" (Afuso Ryu Gensei Kai), основанная в 1932 году, и "Афусо-рю Генсей Киокай" (Afuso Ryu Gensei Kyokai), учреждённая в 1960 г. Умер Афусо Сейген зимой 1865 года.

* * *

野村安趙 Nomura Anchō (1805-1871). Номура Антё родился 2 июня 1805 года в Сакиями (некоторые говорят Акабира) в г.Сюри. Он также был лучшим студентом Тинена Секико наряду с Афусо Сейгеном и Онага Пейтином (Ōnaga Peichin). Он подвизался в качестве музыкального распорядителя при церемонии инагурации последнего короля Рюкю Сё Тай (Shō Tai). По приказу короля, Номура работал вместе со своими учениками Мацумарой Синсин (Matsumura Shinshin), Кисябой (Kishaba) и Ямаути Сэйки (Yamauchi Seiki) над приведением методов музыкальной нотной грамоты в соответствие с веяниями времени, которая позднее стала основой для музыкального стиля и системы Номура-рю (Nomura Ryū). Вместо прежней свободно варьируемых правил, Номура предложил систему блоков для наиболее ясной передачи ритма. Были приняты новые знаки нотной записи печатного формата, а также приведены к единому стилю взаимное расположение нот, нотных линеек и сопроводительных знаков ритма в привязке к вокалу, что сделало ноты более понятным для исполнителя.Этот формат стал универсальным для всех современных нотных переложений для сансина. Также Номура произвёл революцию в классической музыке, введя более естественную упрощённую технику вокала, отличную от преобладавшей в то время. К августу 1865 было закончено три тома поправок, содержащих в общей сложности 150 статей, а его ученики, редактировавшие всю работу, стали признаными главами школ музыкального стиля Номура-рю.
Номура Антё играл на сансине при дворе трёх королей Рюкю, а также руководил и солировал в постановке для последнего Корабля Короны (Unkansen или Ukwanshin).
В настоящее время стиль Номура-рю является самой распространённой школой музыки Окинавы в мире, основными организациями которого являются "Музыкальная Ассоциация стиля классической музыки Рюкю Номура-рю" (осн. в 1924г.), "Комитет по сохранению музыки стиля ..." (осн. в 1955г.), "Мацумура Тогенкай" ... (осн. в 1960г), и "Музыкальная ассоциация традиций стиля классической музыки Рюкю Номура-рю" (осн. в 1982г).

* * *

松村真信 ShinShin Matsumura (1835-1896). Синсин Мацумура родился в Сюри 1 января 1835 года, умер 19 декабря 1896г.. Он стал одним из ведущих учеников Номуры Антё и основным помощником в редактировании "Кинтэй кун-кун-си" (Kintei KunKunShi или Номура кун-кун-си), а также первым собрал и выпустил четвёртый, последний сборник песен Номуры "Сюисю" (Shuishu). Являясь наследником стиля игры Тансю-рю, он вместе с Сейки Ямаути (Seiki Yamauchi) внёс поправки в Тансю-рю "Кун-кун-си", а также принимал участие в приведение в соответствие стиля нотных записей для кото "Со-фу" (Sou-Fu). В память о его достижениях на ниве классической музыки, его ученики организовали в 1960 году школу "Мацумура Тоген кай" (Matsumura Togen kai) стиля Номура-рю. Будучи полностью признаной другими организациями стиля Номура-рю, эта школа использует свой вид "Кун-кун-си", имеющего отличия в отношении записи вокальной партии, однако пользуется тем же видом табулатуры, что и Ассоциация классической музыки Рюкю стиля Номура-рю, основанная в 1924г, а также Комитет по сохранению того же стиля, организованный в 1955г. Система записи вокальной партии последних двух организаций была создана Исигавой Сейдзу и Сереем Кунио в 1935-1941 годах.

* * *

伊佐川世瑞 Isagawa Seizui (1872-1937). Исагава Сейдзу продолжил традиции стиля Номура-рю и своего учителя Куваэ Рёсина (Kuwae Ryōshin). В 1924, Исагава основал "Ассоциацию классической музыки стиля Номура" (Nomura Ryū Ongaku Kyō Kai) и стал её первым президентом. Эта организация выросла в одну из самых распространённых в мире окинавских музыкальных структур с отделениями на Гавайях и в Америке. Исагава наиболее известен своим вкладом в создание "Сейгакуфу-Цуки Кункинси" (Seigakufū-Tsuki Kunkunshi) в соавторстве с Сереем Кунио (Serei Kunio), которое было закончено лишь после его смерти в 1953г. Это была первая система записи для сансина, включавшая в себя и партию вокала, которая была создана Сереем и основывалось на стиле пения Исигавы. Эта система и песенный стиль с тех пор стали стандартом для всех последователей музыкальной школы Номура-рю.

* * *

Статья с сайта: <a href="http://nihon.my1.ru/publ/2-1-0-7" target="_blank">Моя Япония. Волшебство танцев Востока</a>.


Уважаемые мастера Сopy-Рasta!
Текст этой статьи МОЖНО копировать на страницы в свободном доступе только при наличии АКТИВНОЙ ССЫЛКИ указанного вида (см.выше).
Размещение любых материалов сайта на платных ресурсах, а также в печатных изданиях без письменного подтверждения их владельцев ЗАПРЕЩЕНО.

Источники / Links / リンク :

Категория: Танцы Рюкю / Ruykyu dance / 琉球舞踊 | Добавил: Tiana (20 Октября 2011) | Автор: Тиана (Ковалева Т) W
Просмотров: 1723 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]