УРОК 1. ЯПОНСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА
Вся одежда традиционного стиля, и мужская, и женская называется ВАФУКУ (букв. - "японская одежда"). Со словом КИМОНО японцы чаще всего ассоциируют халат - основной вид мужского и женского традиционного костюма. КИМОНО всегда шелковое полностью на шелковой подкладке. Ансамбль кимоно надевают в официальных случаях, на чайную церемонию, на занятия икэбана и другие традиционные мероприятия.
В противовес выходному костюму КИМОНО, ЮКАТА - домашняя одежда. ЮКАТА шьют из хлопковой ткани без подкладки. ЮКАТА является также летней одеждой. Кроме этого существует много других видов костюма, о которых речь пойдет ниже.
ВАЖНО: ВСЯ ЯПОНСКАЯ ОДЕЖДА - И МУЖСКАЯ, И ЖЕНСКАЯ - ЗАПАХИВАЕТСЯ НА ПРАВУЮ СТОРОНУ!
Конструкция одежды едина для всех видов кимоно. Весь крой - по прямым линиям. Все швы - внутренние без отстрочки. Схему снятия мерок для пошива японской одежды см. на рис.
Единицы измерения при раскрое традиционной японской одежды также традиционные. Они называются сяку, сун и бу. 1 сяку = 30,3 см, 1 сун = 3,03 см, 1 бу = 3 мм. Для одежды европейского типа единицами измерения являются сантиметры.
Японские размеры женской одежды обозначаются нечетными числами, например, 9, 11, 13, 15, 17, 17, 21, 23. Числа 9 и 11 соответствуют размеру M (middle, средний), 13 и 15 - размеру L (large, большой), 17 и 19 - размеру LL (very large, очень большой), а 21 и 23 - размеру LLL (extra large - "ну очень большой!")
УРОК 3. ТЕХНОЛОГИЯ И ОСОБЕННОСТИ КРОЯ
ТАБЛИЦА РАЗМЕРОВ
Японский размер женской одежды |
M |
L |
LL |
3L |
|
9 |
11 |
13 |
15 |
17 |
19 |
21 |
23 |
Обхват груди (см) |
83 |
86 |
89 |
92 |
96 |
100 |
102 |
106 |
Обхват талии (см) |
68 |
70 |
72 |
77 |
80 |
88 |
90 |
94 |
Обхват бедер ниже линии талии на 8-10 см |
81 |
83 |
85 |
88 |
91 |
98 |
98 |
100 |
Обхват бедер (см) |
91 |
93 |
95 |
97 |
100 |
104 |
106 |
110 |
Длина руки от ростка до запястья (см) |
66 |
66 |
68 |
68 |
70 |
70 |
72 |
72 |
1. Длина изделия |
Длина от ростка до щиколотки + 1 сяку |
+ 1 сяку 2 сун |
2. Ширина рукава |
1 сяку 3 сун |
1 сяку 4 сун |
1 сяку 5 сун |
1 сяку 5 сун |
3. Длина проймы |
6 сун |
6 сун 5 бу |
7 сун |
7 сун |
4. Длина рукава |
9 сун 2 бу |
9 сун 2 бу |
9 сун 7 бу |
9 сун 8 бу |
5. Ширина полотна спинки |
8 сун 2 бу |
8 сун 7 бу |
8 сун 7 бу |
9 сун 7 бу |
6. Ширина полотна полочки |
6 сун 3 бу |
6 сун 5 бу |
6 сун 8 бу |
6 сун 8 бу |
7. Ширина запаха |
4 сун |
4 сун |
4 сун 2 бу |
4 сун 2 бу |
8. Глубина ростка |
8 бу |
8 бу |
8 бу |
8 бу |
9. Ширина ростка |
2 сун 2 бу |
2 сун 3 бу |
2 сун 5 бу |
2 сун 5 бу |
10. Расстояние от линии плеча до начала вставки запаха |
6 сун |
6 сун |
6 сун 3 бу |
6 сун 3 бу |
11. Величина прорехи подмышкой по боковому шву |
2 сун 5 бу |
2 сун 5 бу |
2 сун 5 бу |
2 сун 5 бу |
12. Ширина воротника |
2 сун |
2 сун |
2 сун |
2 сун 3 бу |
13. Расстояние от линии плеча до складки на воротнике |
9 сун |
9 сун |
9 сун |
9 сун |
14. Расстояние от края воротника до края подола |
Длина от талии до щиколотки минус 13 см |
Обратите внимание на то, что в таблице приведены размеры для японок! Русские стандарты размера женской фигуры несколько иные. Рекомендую использовать пропорцию от мерок для кимоно (см. ниже). Надо учитывать, что линия талии русской фигуры выше, чем у японцев. Средний рост и средняя длина руки у русских тоже больше.
КИМОНО ЖЕНСКОЕ (РУССКИЙ РАЗМЕР)
Рост | 160-165 см |
Обхват груди | 96 см |
Обхват талии | 72 см |
Обхват бедер | 100 см |
Длина руки (от ростка до запястья) | 74 см |
1. Длина изделия | 166 см |
2. Ширина рукава | 48,5 см |
3. Длина проймы | 21 см |
4. Длина рукава | 34 см |
5. Ширина полотна спинки | 30 см |
6. Ширина полотна полочки | 24 см |
7. Ширина запаха | 15 см |
8. Глубина ростка | 2 см |
9. Ширина ростка | 10,5 см |
10. Расстояние от плеча до начала вставки запаха | 23 см |
11. Прореха подмышкой | 14,5 см |
12. Ширина воротника | 6 см |
13. Расстояние до складки | 28 см |
14. Расстояние от края воротника до подола | 79,5 см |
От размера к размеру увеличение цифр можно высчитать по пропорции.
УРОК 3. ТЕХНОЛОГИЯ И ОСОБЕННОСТИ КРОЯ
В Японии для кимоно выпускают особую ткань. Ширина полотна составляет 40 см, а длина 10-11 м. Такие мерные лоскуты рассчитаны на изготовление 1 кимоно или другого вида одежды. Чтобы раскроить такую ткань, ее достаточно нарезать на куски определенной длины.
В России такую ткань не выпускают, поэтому будем справляться с материей большой ширины. Для этого предлагаю воспользоваться старым бабушкиным способом и сначала изготовить выкройку-шаблон всех частей кимоно. Не удивляйтесь, если у вас получатся одни прямоугольники.
Все части кроя должны быть расположены на ткани так, чтобы долевая нить проходила по изделию вертикально.
Все швы кимоно обычно внутренние. Конечно, можно воспользоваться оверлоком или другой обметочной машиной для обработки срезов.
Как уже говорилось в предыдущих уроках, кимоно шьют всегда на подкладке. Те места подклада, которые будут видны при движении, делают из материи лучшего качества, сочетающейся по цвету с основной тканью. Остальное поле подклада делают из любой другой подходящей ткани. Подклад выкраивают на 2-3 мм меньше, чем основную ткань, чтобы он не был лишним. Вход в рукав обрабатывают подкладом с небольшой переокантовкой на лицевую сторону, т.е. подклад будет выходить из-под основной ткани. Такую же переокантовку делают и по подолу
Последовательность обработки кимоно следующая.
1. Стачивают полотно основы с полотном запаха.
2. Стачивают левое и правое полотно основы (шов спинки).
3. Притачивают полотна рукавов.
4. Обрабатывают прореху подмышкой и вход в рукав (операция только для изготовления юката).
5. Затачивают рукав по периметру и стачивают боковой шов.
6. Обрабатывают изделие подкладом.
7. Заготавливают воротник и обрабатывают им горловину.
Подклад заготавливают так же, как и основное изделие.
Стандартная японская фигура сильно отличается от русского стандарта, поэтому предлагаю некоторые хитрости, как можно изменить крой кимоно для русского человека.
Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что рукава получаются слишком короткими, поэтому необходимо увеличить длину рукава, не увеличивая при этом ширину изделия. В этом случае делают две вставки по шву проймы. Так получается кимоно на худощавую фигуру с длинными руками (см. схему).
Если фигура полная, то по вертикальному шву стачивания полочки и вставки запаха выпускают всю ширину, которая осталась. При этом длина воротника несколько увеличится. (см. схему)
Длина рукава готового изделия должна быть такой, чтобы запястье было открыто не более, чем на 10 см.
Готовое изделие должно оборачивать тело не более, чем полтора раза, т.е. ширина развернутого полотна кимоно должно равняться мерке "обхват бедер" умноженной на 1,5.
УРОК 4. ВИДЫ ОДЕЖДЫ И ИХ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Поскольку конструкция всех видов японской традиционной одежды одинакова, то они различаются только орнаментом, качеством ткани и назначением. В соответствии с этими параметрами каждый вид одежды получил у японцев название, которое в основе своей имеет наименование узора или техники окрашивания, название вида ткани и т.д.
ТОМЭСОДЭ (одежда замужних женщин)
Исторически халат, который служил основным видом одежды, назывался КОСОДЭ (маленькие рукава). Его рукава были неширокими только в сравнении с рукавами других видов костюма. Замужняя женщина должна была заниматься хозяйством, а широкие рукава девичьей одежды мешали. В 19 веке появилось еще одно название - ТОМЭСОДЭ (подобранные рукава), которое отражало социальный статус его обладательницы. В зависимости от рисунка и цвета оно называется по-разному и используется в разных случаях.
Черное томэсодэ с рисунком по подолу и пятью фамильными гербами (на спинке, полочках и рукавах) считается церемониальным и называется КУРОТОМЭСОДЭ (черные подобранные рукава) или МОНЦУКИ (кимоно с гербами). Чем женщина старше, тем ниже располагается на этом кимоно орнамент. Подвязывают церемониальное кимоно парчовым поясом светлых оттенков.
Яркое томэсодэ с богатым орнаментом называется ХАРЭГИ (нарядная одежда). К нему полагается яркий парчовый пояс.
Томэсодэ спокойных оттенков с легким изящным орнаментом называют ХОМОНГИ (одежда для посещений). Хомонги могут надевать и незамужние девушки.
Повседневное кимоно обычно делали из шелка более низкого качества и называли их ЦУМУГИ, по названию ткани, изготовленной из остатков от высококачественных шелковых нитей. Ткани "цумуги" плотнее и прочнее, чем обычный шелк, они бывают как совсем простые, так и дорогие. Кимоно из таких тканей не используют для церемоний.
КОМОН - еще один вид повседневного кимоно, чье название произошло от названия техники окрашивания "комон" ("мелкие узоры"). Отличительная черта этих кимоно в том, что на них изображен мелкий повторяющийся орнамент. Комон обычно не украшают вышивкой. Одежду с таким орнаментом часто используют как ХОМОНГИ. На церемонии КОМОН надевают только в том случае, если для кимоно использовали высококачественный шелк.
Необходимые принадлежности: оби (пояс), пояс-шарф (обиагэ ), пояс-шнур (обидзимэ), носки-таби, сандалии-дзори, белье (нагадзюбан), 2 хлопковых пояса, подушечка для банта, плотная прокладка под пояс (оби-ита), махровые полотенца для сглаживания контуров тела.
ОСОБЕННОСТИ:
* Плечевого шва нет. Полотно спинки и переда цельное со сгибом на плече. На месте ростка делается надрез и вшивается воротник. Лишнее закрепляют на изнанке или заправляют в щов, но не срезают.
* Воротник одной ширины по всей длине. Край воротника - сгиб, воротником обрабатывается вырез швами вовнутрь. Складка на воротнике может имитироваться.
* Рукав по внутреннему краю зашит, оставлена только прореха подмышкой равная прорехе по боковому шву. Внешний край рукава слегка закруглен. Вход в рукав (манжет) обычно 20-22см.
УРОК 5. ФУРИСОДЭ (ВЫХОДНАЯ ОДЕЖДА НЕЗАМУЖНИХ ДЕВУШЕК)
ФУРИСОДЭ дословно обозначает "развевающиеся рукава". Такое кимоно девушки надевают на официальные церемонии, на праздники. Считалось, что широкие рукава, сквозь швы которых видна яркая подкладка и нижнее кимоно, привлекали внимание противоположного пола, что было чрезвычайно важно для незамужней девушки. Ансамбль фурисодэ - самый красивый из всего многообразия японского костюма. Фурисодэ - традиционный наряд невесты.
УРОК 6. ЮКАТА И НЭМАКИ
ЮКАТА (одежда для отдыха)
В средние века этот вид одежды назывался КАТАБИРА, что означает "одежда для бани". Теперь ЮКАТА используют как летнюю и домашнюю одежду. Юката шьют из хлопчатобумажной ткани, обычно без подкладки. Иногда подводят тонкий подклад для того, чтобы влага лучше впитывалась, и такой юката обычно используют как банный халат.
В последнее время некоторые курорты, работающие в зимнее время, стали предлагать постояльцам зимние юката, изготовленные из полушерстяной ткани на теплой подкладке. В комплекте с зимним юката идет накидка-хаори из такой же ткани. Ансамбль дополняет плотный пояс "ханхаба-оби", шерстяные носки-таби и сандалии-гэта на высокой подошве.
Необходимые принадлежности: пояс (ханхаба-оби), сандалии-гэта, белье (хадаги), два тонких хлопковых пояса, махровые полотенца для сглаживания контуров фигуры.
* Рукав по внутреннему краю (ниже шва проймы) не зашит для лучшей вентиляции.
* Длина юката такая же, как у кимоно.
Последовательность обработки юката:
1. Стачивают полотно основы с полотном запаха.
2. Стачивают левое и правое полотно основы (шов спинки).
3. Притачивают полотна рукавов.
4. Обрабатывают прореху подмышкой и вход в рукав.
5. Затачивают рукава по периметру и стачивают боковые швы.
6. Обрабатывают край изделия (борта и подол).
7. Заготавливают воротник и обрабатывают им горловину.
НЭМАКИ (ночная одежда)
Многие путают ее с юката. Нэмаки шьют из мягкой хлопковой ткани. Такие халаты выдают в гостиницах и ночных поездах. На нэмаки изображают логотипы гостиниц и железнодорожных компаний. Домашние нэмаки, конечно, могут быть с любым орнаментом и даже полностью повторять конструкцию юката. Такую одежду подпоясывают нешироким поясом 4-5 см шириной и 230 см длиной.
* Нэмаки шьют по росту до щиколотки.
* Ширина рукава около 20 см. Рукав полностью пришит к основе по пройме. Вход в рукав полностью открыт.
* Переднее полотнище цельное, без вставки для запаха.
* Воротник уже (около 4 см), без складки посередине.
Необходимые принадлежности: оби (пояс), пояс-шнур, пояс-шарф, дополнительный воротник (касанэ-эри), носки-таби, сандалии-дзори, белье (хададзюбан), нижнее тонкое кимоно на подкладке и с декоративным воротником, 4 тонких хлопковых пояса, нижний пояс (датэдзимэ), подушечка для банта, плотная прокладка под пояс, махровые полотенца для сглаживания контуров тела.
- Рукав фурисодэ шире, чем у кимоно. Его свисающая часть часто всего на 10-15см выше щиколотки. Рукав не зашит по внутреннему краю так, что видна подкладка контрастного цвета и нижнее кимоно, рукава которого тоже изготовлены из ткани другого цвета. (На рост 165-170см ширина рукава составляет примерно 100 см).
- Ширина воротника 10-12 см. Воротник делают на тонком подкладе. При надевании его подворачивают вовнутрь примерно наполовину, чтобы в надетом виде ширина составляла 6-7 см.
- Нижнее кимоно такое же по конструкции и размеру, как и верхнее. Рукава и подол (50 см от низа) делают из тонкого цветного шелка, т.к. эти части будут видны при движении.
К верхнему кимоно иногда подшивают дополнительный воротник (касанэ-эри) - полосу ткани с плотной прокладкой. Этот воротник контрастного цвета выступает из-под основного воротника на 5-6 мм и служит дополнительной отделкой фурисодэ.
- Воротник нижнего кимоно обшивают материей с вышивкой. Этот съемный воротник служит украшением и его проще постирать в случае необходимости.
УРОК 7. ПОЯС - ОБИ
Пояс оборачивается вокруг тела 2 раза и завязывается на спине бантом. Вид, качество пояса зависят от случая использования, вид банта зависит от статуса и возраста человека.
Замужние женщины завязывают простые плоские банты. Банты для девичьих кимоно похожи на огромных цветных бабочек.
Мару-оби. Самый дорогой пояс. Повязывают на свадебную церемонию. Сшит из парчи шириной примерно 70 см, сложенной пополам. Длина варьируется от 3 м 90 см до 4 м 20 см. Т.к. изнанка и лицо с узором, то из него можно завязывать любые банты.
Фукуро-оби. Подходит к фурисодэ и томэсодэ. Парчовая только лицевая сторона. Иногда те части, которые скрываются при повязывании, бывают сделаны из однотонного шелка в цвет изнаночной стороне. Пояс сшит из двух полос ткани: изнаночной и лицевой. Ширина 30-32 см, длина 4 м - 4 м 20 см.
Для повседневных кимоно используют простые пояса не из парчи, а других тканей. Они могут быть как однотонные, так и с орнаментом расписным, тканым или вышитым.
Ханхаба-оби. Пояс половинной ширины 15-17 см. Обычно используют для юката. Пояс двусторонний, изнанка и лицо контрастные.
Нагоя-оби. Пояс, заготовленный для завязывания банта "тайко" (самый простой бант, для замужних женщин). Участок, который оборачивается вокруг тела, сразу сшит в половину ширины. Участок для банта полной ширины с подкладкой. Орнамент расположен только на тех участках, которые будут видны, когда пояс повязан.
Пояс-шарф (обиагэ). Тонкая шелковая материя шириной 27-30 см, длиной 170 см. Используют для удержания на месте подушечки для банта.
Пояс-шнур (обидзимэ). Бывает плоский и круглый. Длина 150 см. Толщина примерно 1 см. Используют для скрепления банта.
Обидомэ. Брошь, которая прикрепляется на пояс-шнур спереди. Это одно из немногих ювелирных украшений, которые можно надевать с кимоно. Форма и материал, из которого изготовлена обидомэ, могут быть самыми разнообразными.
УРОК 8. ХАКАМА
Хакама - это юбка со складками. Надевают на церемонию выпуска из вуза и в других официальных случаях. Во второй половине 19 в. хакама была форменной одеждой для студенток вузов, поэтому до сих пор ассоциируется со студенческими годами. Хакама используют во многих видах традиционных японских единоборств, но в этом случае это уже не юбка, а штаны со складками.
Хакама на рост 170 см:
Длина изделия - 100 см
Ширина передних складок - 4 см
Ширина задних складок - 5 см
Ширина пояса - 6 см
Длина пояса на заднем полотнище - 70 см
Длина пояса на переднем полотнище - 155 см
Длина боковой прорехи - 32,5 см
Ширина отворота на обработку боковой прорехи - 4 см
Основная ширина изделия - 52 см
Ширина переднего полотнища у пояса - 26 см
Ширина заднего полотнища у пояса - 34 см
Все мерки указаны при уже заложенных складках. Глубина складок - см. схему:
|
УРОК 9. АМАГОТО И ХАОРИ
АМАГОТО (плащ)
Название "Амагото" происходит от двух слов: АМЭ - "дождь" (яп.) и COAT - "пальто" (англ.). Этот вид одежды появился в конце 19 в. Амагото повторяет конструкцию кимоно, но запах закрепляется завязками из тесьмы. Часто его шьют из тонкой шерстяной ткани. Подклад обычно из гладкой ткани, чтобы он легко скользил по шелковому кимоно. Технология пошива такая же, как для кимоно. Размеры, указанные на схеме, даны в сантиметрах.
1. Длина изделия - 112-115 см (по желанию)
2. Ширина рукава - 42-50 см (кимоно + 1 см)
3. Длина проймы - 19-23 см (кимоно + 1 см)
4. Длина рукава - 33-35 см (кимоно + 1 см)
5. Ширина полотна спинки - 30,5 см (как у кимоно)
6. Ширина полотна полочки - 24 см (как у кимоно)
7. Ширина запаха - 15-16 см (по желанию)
8. Глубина ростка - 4 см (кимоно + 1 см)
9. Ширина ростка - 10,5 см (кимоно + 0,5 см)
10. Расстояние от плеча до начала вставки запаха - 23 см (как у кимоно)
11. Прореха подмышкой - 10 см
12. Ширина воротника - по выкройке
13. Длина притачивания проймы - 23-27 см (кимоно + 2-4 см)
ХАОРИ (кофта-накидка)
Хори является частью мужского парадного костюма. Женщины носят хаори реже. На хаори обычно изображают фамильный герб (на спинке, рукавах и на полочках), но не обязательно. Хаори может быть просто украшением костюма.
Оно по конструкции повторяет кимоно. Технология изготовления аналогична. Мерки такие же, как для амагото. Изготавливается из шелковой ткани на шелковой подкладке. Полочки хаори не сходятся, т.к. у нее отсутствует вставка запаха. Воротник пришивается по всей длине борта. Ширина воротника одинакова по всей длине (примерно 6-7 см). У горловины воротник откладывается наполовину, а дальше откладывается на всю ширину и свободно свисает. На уровне груди в шов стачивания воротника с основой втачивают две тесемки, благодаря которым полы хаори не разлетаются. Тесемки завязывают на бантик. Иногда вместо них используют уже готовое украшение из тесьмы. Оно прикрепляется к каждой поле с помощью крючков.
***** ******* *****
На этом заканчивается описание основных видов женской одежды. В следующих уроках будут рассмотрены виды мужского костюма.
Источник: http://www.ru-jp.org/hovanchuk-jp-odezhda-01.htm |