Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Народные танцы Японии / Folk dance of Japan

Японский театр: Кабуки (окончание)
Материал взят из книг: «Японский театр» автор: Григорий Чхартишвили и Н. И. Конрад "Театр Кабуки"

В отличии от более древнего Но мещанский театр эпохи Эдо построен в первую очередь на фабульности, и драматург становится в ней ключевой фигурой, от которой зависит успех сезона. При этом автор пьес не пользовался особым престижем, получал мизерное жалованье (в десятки, а то и сотни раз меньше, чем ведущие актёры) и полностью зависел от прихотей владельца театра. Первоначально актёры сочиняли пьесы сами, но по мере всё более детального разделения обязанностей в театре драматургия выделилась в особую профессию. Обычно театр содержал целый штат сочинителей, среди которых были татэсакуся («основной писатель»), а также драматурги второго и третьего разряда.

Татэсакуся придумывал сюжет и обговаривал его с руководством труппы. Для этого устраивалась целая церемония, называемая сэкай-садамэ («определение мира»), - перед драматургом на столик клали пять кип дорогой бумаги, пять дешёвой, пять связок кисточек, и, затаив дыхание, слушали, какой из бесконечного многообразия существующих в мире сюжетов выберет автор на сей раз. Вот как описана эта сцена в «Дзидзинсю» («Собрании праха лет»), двухтомном трактате трёхсотлетней давности, посвящённом театральному быту: «Автор собрал труппу в гримёрной и рассказал им о пьесе. Те, кому досталась хорошая роль, отозвались о пьесе в самых добрых словах. Те, кому роль не понравилась, промолчали. Были колебавшиеся, которые стали оглядываться по сторонам и примкнули к большинству. Были и невежи, ничего не смыслившие в драматургии, - им стало скучно, они переругались со слугами и ушли не попрощавшись».

После споров по поводу фабульных коллизий и интриг из-за распределения основных ролей татэсакуся получал аванс, предназначенный для всей, как сказали бы теперь, «творческой бригады», и дальше дело шло весьма споро. Драматург третьего разряда сочинял начальные сцены, развитие сюжета поручалось драматургу второго разряда, а сам мэтр писал только ключевые сцены. Пьесы были предлинные, рассчитанные на целый день, и сегодня целиком их не ставят, тем более, что из-за «бригадного метода» часто наблюдается перепад в качестве текста.

Большинство пьес Кабуки почерпнуто из репертуара кукольного театра (Бунраку). Объясняется это тем, что талантливые драматурги предпочитали писать для Бунраку, где автор пользовался большим уважением и, главное, большей свободой – не нужно было приспосабливаться к капризам своенравных звёзд.

Великой национальной драматургии не бывает без великих драматургов, на которых ровняются современники и потомки. В Японии таким образцом для подражания стал Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724), которого по праву называют «японским Шекспиром» (в период знакомства с западной цивилизацией японские просветители с таким же правом называли Шекспира «английским Тикамацу»).

Подлинное имя драматурга – Сугимори Нобунори. Он родился в почтенной самурайской семье, получил хорошее образование в буддийском монастыре Тикамацу (отсюда и псевдоним), служил в знатном киотском доме Итидзё, потом начал писать пьесы для Кабуки. Собственно, о жизненном пути Тикамацу известно очень немногое, даже могилы у него две, и никто не знает, какая из них подлинная, но зато творческое наследие великого драматурга сохранилось почти полностью. Всего Тикамацу написал сто тридцать пьес, что не так уж удивительно, если учесть, что для каждого нового сезона требовалось несколько свежих драм. В первый период своего творчества Тикамацу был поклонником легендарного киотского актёра и постановщика Сакаты Тодзюро (1647-1709). Для своего кумира драматург написал более тридцати пьес. Однако Тикамацу ещё с малых лет писал и для театра марионеток, в особенности после того, как театр «Такэмото-за» возглавил несравненный Гидаю. После того, как Тодзюро умер (по другим сведениям – в 1691 г.), драматург перебрался в Осаку, где находился «Такэмоно-дза», и отныне писал только для Бунраку.

В качестве примера можно привести одну из самых ярких пьес Тикамацу – «Самоубийство влюблённых в Сонэдзаки», написанную и поставленную через месяц после того, как жители Осаки были взбудоражены известием о двойном самоубийстве приказчика из лавки и куртизанки.

«Честный и работящий Токубэй влюблён в прекрасную О-Хацу, которая отвечает ему взаимностью, но они не могут пожениться потому что у приказчика нет денег, чтобы выкупить девушку из публичного дома. Хозяин намерен женить Такубэя на племяннице своей жены и выплачивает его жадной матери приданое. Влюблённый приказчик хочет вернуть деньги хозяину, но их выманивает обманом его коварный приятель. Токубэй в отчаянии, ибо теперь он обязан жениться на нелюбимой, а тут ещё у О-Хацу появляется богатый покровитель, который хочет забрать красавицу себе. Выход у влюблённых один – самоубийство. В традиционной сцене – митиюки (прощальный проход влюблённых перед смертью) звучат бессмертные строки, которые произносит гидаю (сказитель):

Прощай о бренный мир,
И ты, о ночь, прощай.
Не знаю, с чем сравнить
Наш путь, ведущий в Смерть.
Со снегом, что покрыл
Дорогу на погост?
Как быстро стает он,
Исчезнет без следа.
О жизнь, ты грустный сон,
Увиденный во сне!

После Тикамацу Мондзаэмона было немало талантливых драматургов, но по масштабу дарования с автором «Самоубийства влюблённых на острове Небесных Сетей» и «Копьеносца Гондзы в двойном плаще» мог сравниться разве что его любимый ученик Такэда Идзумо Второй (1691-1756), который создал несколько признанных шедевров, однако, в отличие от учителя, не сумел создать свой театр – японская драма так и осталась «театром Тикамацу». Такэде, в частности, принадлежит самая известная пьеса в репертуаре Кабуки и Бунраку – «Повесть о верных вассалах» («Тюсингура»). Это драматический пересказ подлинной истории 47 самураев, которые отомстили знатному вельможе, погубившему их князя, и за это были приговорены к совершению харакири.

Самым плодовитым и удачливым драматургом второй половины 18 века считался Намики Гохэй Пятый (1740-1808), но авторские гонорары даже такого прославленного сочинителя были столь ничтожны, что ему приходилось держать лавку по торговле сакэ, табаком и лекарствами. Огромным успехом пользовалась его пьеса «Храбрый Тёбэй», написанная специально для Дандзюро Четвёртого – о смелом простолюдине, защищающем горожан от произвола самураев (японском Робин Гуде).

В 19 веке любовь аудитории завоевал жанр мистических пьес кайдан – о злых духах, привидениях и таинственных событиях.
На русском языке можно посмотреть фильм, который так и называется «Кайдан» (1964)

Он состоит из четырёх историй:

1. "Черные волосы"
2. "Снежная женщина"
3. "Сказание о Хойчи безухом"
4. "В чашке чая"

В Осле он лежит здесь: часть 1 часть 2

Самый талантливый из драматургов этого направления (кайдан) – Цуруя Намбоку Четвёртый (1754-1829), автор страшной пьесы «Привидение из Ёцуя», которая не сходит со сцены вот уже двести лет.

После революции Мэйдзи (1868–1912) возникло новое направление Синкабуки («Новый Кабуки»), отразившее попытки традиционного театра приспособиться к изменившимся вкусам публики. Синкабуки использовал элементы западной драматургии, но пьесы этого направления на сцене держались не долго и в золотой фонд театра не вошли.

Репертуар Бунраку-Кабуки состоит преимущественно из пьес двух жанров:
1. дзи-даймоно - исторические пьесы;
2. сэвамоно - бытовые пьесы;

дзидаймоно – обычно подразделяют на три поджанра:
1. отёмоно – пьесы из придворной жизни;
2. дзидаймоно - исторические пьесы;
3. оиэмоно – пьесы о феодальных раздорах;

Иногда бывает трудно определить, куда относится та или иная пьеса, потому что в ней присутствуют признаки не одного а двух поджанров.

Отёмоно черпают сюжеты из классики 8-12 веков.
Дзидаймо, описывают подвиги самураев разных исторических периодов. Самые известные – уже упоминавшиеся «Повесть о верных вассалах» («Тюсингура») и «Ёсицунэ тысячи сакур» (обе написаны Такэдой Идзумо).

«Повесть о верных вассалах» причисляют к категории оиэмоно, поскольку действие происходит в одном из феодальных домов. Большинство оиэмоно основываются на реальных событиях в японской провинции, привлёкших внимание столичных или осакских драматургов. Например, запутанная история о праве наследования в княжеском доме Датэ, приключившаяся в 1671 году, сто лет спустя вдохновила Нагаву Камэсукэ написать драму «Оспоренное наследство» («Мэйбоку Сэндай хаги»). Нередко автор менял имена прототипов, место действия и даже век – не только ради большей свободы для художественного вымысла, но и из осторожности: власти не одобряли документальности в драматургии, особенно если пьеса описывала жизнь высших сословий.

«Бытовые пьесы» нередко создавались вслед за какой-нибудь трагической историей, поразившей воображение современников. Какими бы именами ни нарекал драматург своих персонажей, горожане прекрасно понимали, о ком идёт речь, и валили на представление толпами. Первоначально «бытовые пьесы» пользовались популярностью только в Киото-осаке, но впоследствии эдосцы тоже приобрели вкус к мелодраме, и истории о супружеской неверности, любовных треугольниках и двойных самоубийствах заметно потеснили на столичных подмостках самурайскую драму.

Точно подсчитать количество пьес мещанского театра не удалось ещё никому, но известные японские театроведы Ионура Ёсинобу и Каватакэ Тосио выделяют тридцать три драмы, которые более всего ценятся и чаще всего ставятся в современном кабуки. Самая ранняя из них – «Настоятель Наруками» («Наруками фудо Китаямадзакура») Цуды Хандзюро, написанная в 1684 году; самая поздняя – «Похититель мечей» («Татинусубито»), в 1916 году переделанная Окамурой Сико из средневекового фарса.

Бунраку-Кабуки взял на вооружение композиционный принцип дё-хакю театра Но, при этом исторические пьесы обычно состоят из пяти частей, а бытовые из трёх. Однако сегодня спектакль Кабуки представляет собой постановку одного, двух, максимум трёх сокращённых действий из оригинальной пьесы.

Иного выхода у современных постановщиков просто нет, ибо текст рассчитан на двенадцать, а то и пятнадцать часов игры. Зрителей купюры не смущают, потому что фабула им хорошо известна.

Источник: http://all-japan.livejournal.com/210147.html
Категория: Народные танцы Японии / Folk dance of Japan | Добавил: Tiana (20 Октября 2011)
Просмотров: 851 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]