Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Костюм, аксессуары / Costum, accessorys

Веер для танца (Япония)
Типов вееров в Японии - непостижимое множество. Все их категории знают только особо продвинутые японцы. Мы же попробуем обрисовать хоть самые основные.

Ну, начнем с самого простенького: веера бывают круглые и складные. Круглый веер зовется учива (утива, uchiwa). Делается он банально: берется бамбучина, половина ее длины - это ручка, половина расщепляется на спицы, затем эти спицы вкладываются между двумя листами бумаги, склеиваются - и готово. Этой высокотехнологичной конструкции - порядка 1700 лет в Японии, и она не особо изменилась за отчетный период.
Технология изготовления таких вееров пришла из Кореи. Высококлассные учива делались чуть более сложно (см. ниже), но технологические различия между императорским учивой и скромненькой мизерны. Различия только художественные.

Вот девушка держит такой веер. На фото против солнца хорошо видны спицы. Фото кликабельны, смотрите крупный план.


Конкретно этот веер отпечатан типографским способом, это летняя дешевая штучка. Порвется в два счета...
Несколько более надежен аналогичный веер, где вместо бумаги используется крахмальный хлопок. Берется тряпочка для летнего хлопкового кимоно юката - и задача сводится к предыдущей



С каким кимоно можно носить такой веер? ТОЛЬКО с юкатой. Впрочем, в сегодняшней Японии кимоно - это или сверхпарадная одежда, или совсем простенькая. Так вот скромный веер со скромной же шмоткой.

А раньше дело обстояло не совсем так. Летний учива был веером, который имел свою градацию по статусам. И если на нем была красивая гравюра - он был уже дополнением к выходному летнему наряду.
На левом фото - гравюра "Прогулка по реке", 1903 год, где изображены девушки в весьма нарядных кимоно. Одна из них держит как раз учиву. Ну и рядом еще фото из той же серии, это листы книги "самоделок" вееров.


Судя по фото, бродящим в Тырнете, учива мог быть и шелковым. Ну и дерево тогда было отнюдь не простеньким бамбуком.

Но. Учива мог быть не только женским и не только летним. Мужской учива делался в форме крыльев бабочки.
Лицезреем "портрет" Оды Нобунаги, где он в руке держит учиву. Точнее, этот тип веера называется гунбай (гумбай), веер полководца. Таким веером он, как нетрудно догадаться, подает в бою сигналы.

Красное круглое посредине видите? Запомните, пригодится.
А мы пока еще мужские учивы посмотрим.

Наша многострадальная салфетка фукуса 18-го века. От учивы на ней остался кусочек, поскольку веер по краю был обведен мерзкой зеленой краской, разъедающей ткань насквозь. Но кое-что всё-таки сохранилось. Вот он, внизу. Большая его часть - дыра, просвечивает подкладка (когда-то алая). На соседнем фото дыра забрана в складки, зато можно рассмотреть то, что от веера осталось. Во времена А.С.Пушкина он был очень красив!


Этот веер вместе с тушью (и тушечницей) и кистью составлял "Три драгоценности ученого". У такого веера есть хвостик - отгонять нехороших насекомых.

Теперь веера складные. Общее название для них - сенсу (sensu). По крайней мере, наши японцы все складные веера обозначают этим словом.
И мы продолжаем военную тему.
Вот вам гравюра, на которой изображен малыш-карако в виде прям-таки сёгуна. Ну, генерала. И в руке он держит боевой веер со знаком Восходящего Солнца. Да, подозрительно похоже на нынешний флаг Японии. Да, именно от таких символов на боевых веерах рисунок на японском флаге и происходит.

Такие веера называются тэссен, они могли делаться из разных материалов, в том числе и из металла. То есть им не только сигналы в бою подавали, им и пользоваться как оружием могли.
Вот здесь такой веер входит в композицию к празднику мальчиков (на второй полке, слева). И он же на кимоно с "портретом" Оды, слева на рукаве.


Подробнее о тессене, о том, как им сражаться, вот: http://www.e-budokai.com/articles/weapons.htm (по-англиЦки).

Теперь перейдем к веерам всё-таки дамским, но по-прежнему без особых рисунков.
Вот парочка фото, на которых - два веера. Оба они совершенно одинаковы по дизайну: лакированное дерево + плотная бумага, с одной стороны золотая, с другой - серебряная. НИКАКИХ рисунков нет.


Для чего нужен больший из этих вееров - я не знаю. Вероятно, используется так же, как и меньший, только менее удобен. А меньший - тут всё просто, вот, ищите его на фото:

Он за поясом у девушки, слева вертикально, сложенный. Этот веер входит в парадный комплект кимоно примерно так же, как в европейский парадный костюм входит платок в кармане мужского пиджака. В него же не сморкаются!! Так и этим веером - не обмахиваются!! Назначение что японской, что европейской фигульки - чуть высовываться. Для строгости общего вида.
(Напомню, что это кимоно - томесоде, гиперпарадное и официальное. Мало ли, что у нас на выставках в таком фотографируются. Японка такое надевает всего несколько раз в жизни...)
В различных официальных мероприятиях (свадьба, формальная чайная церемония) мужчина тоже будет с сенсу. Примерно таким же, по размеру меньшим, чем женский.

Веера, делающиеся по тому же принципу, могут отличаться размерами и назначением. Вот веер несколько странного размаха (почти вдвое _у_же) и странной длины спиц (почти вдвое больше обычного). Напечатана на нем типографским способом картина японского художника.
Зачем нужен такой веер? Не обмахиваться, ни-ни. Повесить на стенку. К нему и специальный подвес прилагается. А выпускаются такие веера крупными универмагами - в качестве новогоднего подарка лучшим покупателям. Картина штампуется на всех одна и та же - каждый год своя.
Вот наш веер, а сосед его еще даже и продается.


По длине спиц и ширине расстояния между ними к настенному вееру близок майодзи - танцевальный веер. Берем любые фото гейш и майко - и наслаждаемся.
Обратите внимание, что на танцевальных веерах рисунок довольно сдержан, он делается с учетом движения в танце.
Фото гейш и майко я вынесу отдельно вниз, чтобы они нас сейчас от рассказа не отвлекали.

О роли вееров в японском театре Но вы прочтете на самых разных сайтах. Веер как символ персонажа и т.п. В кабуки без веера тоже никуда. Того же типа складные веера (дерево+бумага) - это атрибут судьи в сумо.

И сюда же относится самый известный тип веера - веер дамы, покрытый прекрасным рисунком, выполненным красками или тушью. Таким веером она не столько обмахивается, сколько прикрывает лицо - в знак скромности.
Такие веера вы видите на нашем томесоде. Ну и найти в Тырнете фото подобных не составит труда.
В сегодняшней Японии этот тип веера вымирает (если не вымер). Японкам сейчас некогда скромно прикрывать лицо шедевром работы Хокусая...

Теперь ооги, веер из кипарисовых пластин. Это веер церемониальный, императорский и всё такое. В сегодняшней Японии основные носительницы такого веера - угу, куклы праздника девочек.
Общий вид - и веер очень крупно.


Настоящие пластинки кипариса, ручная роспись и шелковые шнуры, которыми всё скреплено.

Еще ооги хорошо изображать на кимоно. Вот, например. Тут рисунок, как видите, "пророс" - орнамент с веера ушел в пространство.



Фото вееров, найденные в разное время в разных уголках Тырнета.

Для начала - учива. Здесь фото с одного из исторических парадов (Джидай-мацури). Они изображают дам 3 века (период Асука), это корейская принцесса и ее фрейлины. Приехали в Японию, дабы связать два двора родством, и привезли с собой помимо веером, такие мелочи, как моду белить лицо и делать "боевую раскраску", формы причесок и прочие блага культуры.


Досточтимая Евгения Зайцев-Ушастый рассказывает (и, главное, показывает) технологию изготовления парадного учивы (взято отсюда):
На бумажный лист наклеиваются спицы. Затем наклеивается лист с высокохудожественным рисунком.


Отрезается всё лишнее и прикрепляется ручка.

А вот это - высший шик. Ажурный веер.

Ну а теперь - майодзи, танцевальный веер. Э-э-э, хватит на девушек глазеть! Вы про веер слушать будете?!
Так вот, майодзи по сравнению с европейским веером - ОЧЕНЬ тугой. (Кстати, и прочие виды сенсу - тоже). Его открыть-закрыть небрежным движением - невозможно в принципе. Поэтому его открывание - это особое движение в танце (или он открыт заранее). И этим же объясняется и то, как его держат. У гейши-майко нет необходимости фиксировать пластины рукой, поэтому веер лишь придерживается большим пальцем, а ладонь в большинстве случаев остается открытой.

Вот тут справа майко с почти закрытым веером. Слева - смотрите, она реально держит веер кончиками среднего и указательного пальцев, едва придерживая большим.

Можно и более внятно держать его между спиц.

И за бумажную часть его очень часто держат в танце. Кстати, здесь, кажется, актер кабуки исполняет роль гейши

На этих двух фото - не гейши вовсе. Просто актрисы, слегка под гейше-майко наряженные (долго объяснять, как это определяется). Но нас интересует положение веера в танце.


Заметьте, веер здесь соответствует общей неаутентичной яркости. Что-то я сомневаюсь, что это настоящий майодзи...

Этот майодзи мы уже видели. Стихотворение на танцевальном веере - нормально

Вот один из моих любимых снимков юной майко. Очень интересный веер - ну и смотрим, как именно она его держит.

Как уже говорилось, майодзи - веер большой.

Хотя здесь майко не в танце, но по размеру и рисунку вы легко определяете, что в руках у нее - майодзи.

Это фото достаточно старое, и меня оно совершенно покорило тем, какое кимоно на девушке. Это мода конца 19 века. Интересно, кимоно с той поры сохранилось - или было сделано по старинным образцам?

Парные веера
Что у нас изготавливается парным для супругов? Только обручальные кольца. Но это дорого и (предположительно) один раз в жизни.
А у японцев есть очаровательный обычай делать для супружеских пар веера.
Вот, любуйтесь. Больше - мужской, поменьше - женский.

Рисунок на них может быть совершенно одинаков, а может чуть отличаться.

Такие веера - вы не поверите! - можно не только свободно раскрывать, но даже обмахиваться ими!

А еще парные (или почти парные) веера бывают этикетными - например, супруги приглашены на чайную церемонию, где веер необходим.
Вот такая пара (фото любезно предоставлено Евгенией Зайцев-Ушастый). С бамбуком и стихами- мужской, с сезонными цветами - женский. На женском не просто цветы, но именно те, которые в разные месяцы ставят в токонома (ритуальной нише) комнаты для чайной церемонии.


Источник: http://1001kimono.ru/
Категория: Костюм, аксессуары / Costum, accessorys | Добавил: Tiana (20 Октябрь 2011)
Просмотров: 1601 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]