Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Народные танцы Японии / Folk dance of Japan

Предшественницы гейш
Предшественницы гейш

Гейши – относительно молодое явление в истории Японии, берущее свои истоки с начала 1700-х годов. Гейше-подобные женщины существовали испокон веков в Японии. Предшественницами гейш были сабуруко (saburuko), которые появились в конце 7-го столетия, и сирабёси (shirabyoshi), которые вышли на подмостки сцены истории в конце периода Хейан – начале периода Камарука.

Сабуруко (досл. «та, кто прислуживает») – результат усиления социальных сдвигов в обществе Японии 7-го столетия. Многие женщины становились бродягами, и единственным средством к существованию, порой, для них было продавать услуги интимного характера. Какие-то женщины происходили из бедных и необразованных слоев общества, кто-то – из богатых и образованных семей.

К сабуруко относились те женщины, которые были одаренными танцорами и певицами, и именно их часто приглашали на вечера, чтобы развлекать аристократов.


Сирабёси (название танца сирабёси , «белый ритм») появились в то время, когда в Японии социальная структура стала рушиться. И выходило так, что девушки из богатых ранее семей вынуждены были хоть как-то находить средства к существованию и они становились сирабёси . Эти женщины были высокообразованны и стали цениться за танцевальные и творческие способности. Их поддерживали влиятельные семьи, например, Фудживара и Таира. Нередко, они производили на свет знатных детей.



Отличительными особенностями сирабёси были белые синтоистские одеяния, которые они носили, их умение играть на барабанах и дудках и талант к танцам. Назывались они сирабёси , «белый ритм», потому что они носили белый макияж и музыка была медленной и ритмичной. Сирабёси также декламировали баллады, которые основывались на буддистских молитвах, пришедших в Японию из Китая. Наиболее известными сирабёси , про которых до сих пор слагают легенды, были Сидзука, любовница Минамото но Ёсицунэ (1159 – 1189), и Камагику, любовница-фаворитка отрекшегося от престола императора Го-Тоба (1189 – 1239).



Shirabyoshi (сирабёси) Сирабёси было легко увидеть в толпе, потому что они носили:
- мужской головной убор тате эбоси *;
- японский меч тати;
- хакама красного цвета (преимущественно мужская часть костюма);
- суикан белого и красного цветов;
- мужской веер кавахори.

* - само название "татэ эбоси" можно перевести как "шапка-ворон". Делалась она из шелковой ткани черного цвета, откуда и название. Высота могла быть различной (часто зависела от положения в обществе). Так же как и форма - которая менялась на протяжении веков. Считать его придворным головным убором - не верно, так как это неофициальный головной убор. Изначально - принадлежность комплекта "охотничьей одежды", позднее - дополнительный головной убор к полуофициальному костюма "носи". Этот головной убор - принадлежность довольно специфического костюма сирабёси .

Традиционно сирабёси сильно белили лица и шею, брови рисовались высоко на лбу. Прическа была крайне простой: длинные (иногда до пят) волосы завязывались в низкий хвост.

Музыка
Песни сирабёси в большой степени базировались на религиозных песнопениях. Они обычно были медленными и ритмичными, большую роль играли слова. Также они исполняли песни имаё. Аккомпанементом служили барабан и флейта.





Япония. Киото. Гио-дзи




В Сагано, к югу от Адасино-Нэмбуцу-дзи, путь, через знаменитую бамбуковую рощу, приводит к маленькой, крытой соломой постройке, женский монастырь, принадлежащий секте Сингон, Гио-дзи. Неприметный, по сравнению с другими святынями и храмами, Гио-дзи прославился, благодаря истории, о которой рассказывается в «Хэйкэ-моногатари». Тайра-но-Киёмори, талантливый правитель, но часто бессердечный и несправедливый, был страстно увлечен танцовщицей сирабёси Гио.

Сирабёси («белый ритм в исполнении молодой особы») назывались и профессия танцовщиц и танцы, в которых женщины выступали, одетые в мужской костюм (белый кафтан, высокая шапка, меч). Профессия сирабёси появилась в последний период эры Хэйан и развилась в 12 веке. Они танцевали для дворян и высокопоставленных самураев, на празднованиях в честь богов.

Через некоторое время Киёмори охладел к Гио и попросил покинуть его дом. Причина была в том, что он увлекся другой танцовщицей сирабёси Хотокэ.
Гио с сестрой Гинё и матерью Тодзи, в прошлом тоже танцовщицей, удалились в монастырь. К ним вскоре присоединилась Хотокэ, поняв, что, в конечном счете, будет так же забыта Киёмори. Гио было 21 год, Хотокэ – 17. Все четыре женщины решили посвятить свою жизнь Будде, чем продолжать жить в мире мимолетных удовольствий.

Пройдя через ворота, приходишь к каменному бассейну (цукубай), предусмотренному для ритуального омовения. Вода вытекает из простой бамбуковой трубы. Плеск воды, один из немногих звуков, нарушающих тишину мирного прибежища.
В храме, больше похожем на дом, находятся изображение Дайнити Нёрай – Космический Будда (обожествление солнечного света) в тайном Буддизме, деревянные статуи героинь истории, Тайра-но-Киёмори. Каменная пагода - горин-то (ступа 5 элементов, представляющая землю, воздух, ветер, огонь, воду, устанавливается на погребении), по мнению многих, считается могилой Киёмори. Статуи двух возлюбленных Киёмори окружают Будду, в то время как скульптура самого Киёмори находится за столбом.

В 1868 году храм был заброшен и Дайкаку-дзи взял по свою опеку могилы и деревянные статуи Гио-дзи. Гио-дзи восстановили в 1895 году. Китагаки Кунимити, экс-губернатор префектуры Киото пожертвовал для храма одним из зданий своей виллы, ныне это современный зал Гио-дзи. Сегодня Гио-дзи - подхрам Дайкаку-дзи и принадлежит Буддизму Сингон.

С одной стороны Гио-дзи крохотный сад, покрытый папоротниками и мхом, словно бархатным ковром. Сад выглядит сказочным особенно в конце осени, когда красочные листья устилают все вокруг.
С другой, один из самых красивых бамбуковых лесов в Японии.

Читать отрывок о танцовщице сирабёси Гио из "Повести о доме Тайра" (Юкинага Монах)




Источник: http://worldofjapan.ru/
Категория: Народные танцы Японии / Folk dance of Japan | Добавил: Tiana (20 Октябрь 2011) W
Просмотров: 594 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]